Добро пожаловать на сайт!

Работа с одаренными детьми


Работа с одаренными детьми на уроках информатики

В психологии одаренность определяется через понятие способности.
  В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями.
  Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
  Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь анатомо-психологические предпосылки формирования способностей.
  На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности, таланты.
  Поэтому задача каждой школы - своевременное выявление одарённости и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей.
  На сегодняшний день школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.
  Как же учителю разглядеть талант в ребенке и способствовать его развитию в дальнейшем?
  На уроках учителю зачастую просто не хватает времени для работы с такими детьми. И в этой ситуации единственное, что  может сделать педагог   - это моделирование такой учебной деятельности, в которой ребёнок может максимально самореализоваться.
  Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя –  научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда  при объяснении нового материала, рассказав суть, и не  вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи.  Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы  умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.
Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так или иначе,  раскроет в себе новые способности.
 
Другой способ  самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы  предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
  Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Подобную работу можно проводить, начиная с 5 класса.
  Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов:
  1.      Постановка проблемной ситуации
  2.      Сбор и обработка материала
  3.      Презентация проекта
  4.      Обсуждение
  Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность детей.
  Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана  деятельность каждого участника, определена цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели.
             Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет  итог выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы. Возможно,  это будет презентация, web-сайт, публикация и т.д.
  Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы.
  Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы, кружки, факультативы).  Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях в школе, городе, стране.
  Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах  дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
  Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации  учителю, прежде всего, необходимо быть доброжелательным и чутким,  не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка,  поощрять его творческое и продуктивное мышление.
  Другой вариант работы внеклассной работы с  одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
  В этом случае учителю в работе необходимо:
  - Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам.
  - Продумать методику обучения.  Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка.
  - Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  - Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени
  У каждого учителя свои методы  и формы работы с одаренными детьми. Однако, каждый, наверное, согласится с тем, что только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию одаренности ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий