Работа
с одаренными детьми на уроках информатики
В
психологии одаренность определяется через понятие способности.
В самом общем представлении одаренность может
быть определена как обладание большими способностями.
Под способностями же в свою очередь
понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся
условием успешного выполнения той или иной деятельности.
Человек не рождается с готовыми
способностями. Врожденными являются лишь анатомо-психологические предпосылки
формирования способностей.
На их основе под влиянием обучения и
воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его
способности, таланты.
Поэтому задача каждой школы - своевременное
выявление одарённости и создание благоприятных условий для развития интеллекта,
исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста
одаренных детей.
На сегодняшний день школа испытывает особые
потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные
запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются
альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.
Как же учителю разглядеть талант в ребенке и
способствовать его развитию в дальнейшем?
На уроках учителю зачастую просто не хватает
времени для работы с такими детьми. И в этой ситуации единственное, что может сделать педагог - это моделирование такой учебной
деятельности, в которой ребёнок может максимально самореализоваться.
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть
себя – научить учиться. В этом помогает
самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все
«разжевывать». Иногда при объяснении
нового материала, рассказав суть, и не
вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса
продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были
сформированы умения самостоятельно
добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и
обобщения, аргументировать свой ответ.
Моделирование
подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так
или иначе, раскроет в себе новые
способности.
Распространенной формой включения в
исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом
интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот
или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив
свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой
своей позиции. Подобную работу можно проводить, начиная с 5 класса.
Исследовательская деятельность учащихся
предполагает несколько этапов:
1.
Постановка проблемной ситуации
2.
Сбор и обработка материала
3.
Презентация проекта
4.
Обсуждение
Эта форма работы требует соблюдения
нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность
детей.
Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план
действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена
цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели.
Во-вторых, дети должны четко
представлять, каким будет итог
выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы.
Возможно, это будет презентация,
web-сайт, публикация и т.д.
Такая форма обучения позволяет одаренному
ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в
привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои
знания и выявить свои ресурсы.
Основная часть работы с одаренными детьми
приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы, кружки, факультативы). Здесь происходит подготовка детей к участию в
различных мероприятиях в школе, городе, стране.
Участие во всевозможных интеллектуальных и
предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных
проектах дает возможность одаренному
ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки
школьной программы.
Для одаренного ребенка свойственна высокая
концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют
огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием
интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и
браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои
большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а
себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего, необходимо быть
доброжелательным и чутким, не
критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка,
поощрять его творческое и продуктивное мышление.
Другой вариант работы внеклассной работы
с одаренным ребенком - индивидуальные
занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
В этом случае учителю в работе необходимо:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая
тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его
учебную нагрузку по другим предметам.
- Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной
подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к
экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка.
- Определить темы консультаций по наиболее
сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка за
определенные промежутки времени
У каждого учителя свои методы и формы работы с одаренными детьми. Однако,
каждый, наверное, согласится с тем, что только внимательное и чуткое отношение
ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию
одаренности ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий