В настоящее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование.
Интернет сегодня выступает в качестве основной движущей силы информационного общества. Многие педагоги чаще всего просто не представляют, насколько Интернет может облегчить и улучшить их труд!
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Я считаю, что, задача современного учителя – учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без чёткого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным.
При этом главное ответить на вопрос: зачем и для чего используется Интернет?
Он позволяет реализовать три сценария:
• во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями.
• во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию.
• в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Но, я считаю, что применение учителем в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью.
Основной формой в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности интернет в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, направленный на достижение целей образования. Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий, происходит интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями: коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог, дискуссия); исследовательскими (ведущие метод - проблемное обучение, метод проектов; организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций); игровыми (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия). Для учителя и его учеников при использовании интернета открывается доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Интернет становится именно тем проводником, который открывает возможности для развития, самообразования, интересного содержательного общения, постоянного совершенствования.
Также эффективны нетрадиционные формы уроков с использованием интернета: пресс-конференция, уроки-фестивали, интегрированные уроки. Здесь учитель продумывает, во-первых, варианты использования различных средств информационной технологии, круг тематических ресурсов интернет (электронные энциклопедии, тренажеры, СМИ в печатном и электронном видах, материалы веб-сайтов по теме, таблицы, графики, схемы, модели). Во-вторых, учитель продумывает и организует с учащимися сам процесс работы с источниками информации. При этом важно помнить учителю, что процесс восприятия информации - процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ученик выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность индивидуально осмыслить учебную информацию в любом ее виде.
Деятельность учителя состоит из следующих основных компонентов:
1. Организация работы в сети. При этом могут быть использованы как локальные, так и глобальные сети. Локальные сети могут использоваться для изучения нового материала; выполнения индивидуальных заданий в группе; работы над проектами; контроля. Глобальная сеть Интернет, в основном служит источником информации и местом публикации .
2. Организация поиска информации в локальной и глобальной сетях в основном носит технический характер. Решение технических вопросов имеет немаловажное значение при использовании компьютерных телекоммуникаций в образовательном процессе. Учитель должен предусмотреть то, что во время занятий могут происходить разрывы связи при модемном способе соединений.
3. Мотивация учащихся к изучаемому предмету усиливается в результате осознания учащимися причастности к созданию российского образовательного пространства в сети Интернет, общению с ведущими учеными и специалистами предметных областей.
4. Достоверность полученной информации из сети стала актуальной проблемой с момента возможности пользователей размещать бесцензурно информацию в Интернете. Эта проблема распространяется и на образовательные ресурсы. Роль учителя при этом - показать ошибки образовательных сайтов, возможность избежать дублирования ошибок путем анализа и сравнения информации и т.д.
При помощи ресурсов интернета создается широкий контекст изучения любой предметной области, стремление учителей "погрузить" своих учеников в атмосферу времени, почувствовать "и сердцем, и умом", услышать, в прямом и переносном смысле, голоса современников, документы, музыку - в целом, звучание эпохи. Учитель с помощью Интернета проектирует "поле деятельности" ученика.
Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов. Учитель технически может организовать работу с ресурсами Интернет на уроке в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны.
Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению, что для учителя особо важно.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Ознакомиться с самыми современными нормативными материалами, учебными программами и пособиями, требованиями к материальным средствам обучения можно легко и очень быстро на официальных сайтах Министерства образования и науки РФ, а также на специальных методических сайтах.
Создано огромное количество информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебным материалом одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе, что облегчает работу учителя и делает ее более продуктивной.
Крупнейшим электронным ресурсом в Рунете, содержащим подробное описание учебной и методической литературы для дошкольного, школьного и начального профобразования, в том числе все учебники из федеральных перечней, мультимедийные учебные пособия, новинки издательств учебной литературы, а также базы данных учебных программ, издательств.
В информационных выпусках учитель также может найти статьи из педагогических журналов, материалы педагогических конференций, адреса передового опыта, информацию о конкурсах, фестивалях, выставках, слетах для школьников и грантах, предоставляемых общеобразовательным учреждениям.
Интересны для учителя поурочные планы и другие методические материалы, представленные на различные конкурсы и фестивали. В общем-то, каждый учитель стремиться для участия в конкурсе предложить самые лучшие свои разработки. Имея такую своеобразную методическую копилку уроков, можно использовать работы своих коллег и на основе передового педагогического опыта создавать новые увлекательные уроки.
Интернет содержит великое множество уникальных виртуальных коллекций, которые невозможно собрать учителю в печатном виде в школьной или домашней библиотеке.
Практически любой учитель может стать членом электронных педагогических сообществ. В них людей объединяет общая цель, а возраст, место жительства и социальное положение, так мешающие иногда общению в педагогическом коллективе, теряют свое прежнее значение.
В заключении хочется прокомментировать бестселлер Билла Гейтса "Дорога в будущее", одну из лучших в мире книг, описывающих состояние и перспективы внедрения Интернета в образовании. Основатель Microsoft описывает грандиозные изменения, которые происходили и будут происходить в жизни людей под воздействием информационных технологий. Следуя от одного примера к другому, опираясь на свой личный опыт, он показывает, что учеба станет настоящим удовольствием на протяжении всей человеческой жизни. Возможность утолить любознательность в море информации, научные эксперименты и обучение в ведущих университетах мира, улучшение методик преподавания и обмен передовым опытом среди преподавателей, общение с единомышленниками, проживающими в разных уголках земли - это и многое другое коренным образом изменит школьное образование.
Мне кажется, что это время уже наступило и для творчески работающего учителя, желающего сделать свой труд более интересным, и более полезным для учеников, любящего свою профессию, Интернет предоставляет массу возможностей для развития и самосовершенствования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий