Автор: Гладкова Олеся
Евгеньевна - учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ
№2» г.Шумерля
В концепции федеральной целевой программы
развития образования на период до 2015 года написано: «В рамках мероприятия по
созданию единой информационной системы сферы образования будет создана единая
информационная система, агрегирующая данные о сфере образования начиная с
уровня учащегося. Это предполагает создание, внедрение и последующую интеграцию
компонентов системы управления качеством образования…». Не будем забывать, что
под качеством образования понимается не только результат, но и процесс.
Данная
концепция должна поставить наше образование на «информационные рельсы»:
«внедрение новых образовательных
технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих
эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с
использованием современных информационных и коммуникационных технологий»;
«совершенствование системы управления
образованием на основе эффективного использования
информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного
пространства».
Ситуация действительно меняется. Вот
некоторые признаки, по которым мы можем судить о том, что информатизация – это
процесс, который идет реально, что мы перестали говорить, как это важно, и
начали делать, от туманных мечтаний и рассуждений перешли к конкретной
практике. Во-первых, поставки самой современной компьютерной техники в
образовательные учреждения республики, подключение всех школ к сети Интернет по
высокоскоростным линиям из области благих пожеланий постепенно превращаются в
факт повседневной реальности. Во-вторых, рынок программного обеспечения сегодня
представляет огромное количество продуктов образовательного назначения:
электронных учебников, энциклопедий по разным отраслям знания, цифровых
образовательных ресурсов (ЦОР), обучающих и тестирующих программ. В-третьих, мы
прекрасно поняли, что информатизация имеет, кроме технического, и
«человеческий» аспект, и начали учиться. Как результат - в школах работает все
больше людей самых разных профессий, получивших профессиональную подготовку в
области ИКТ.
Любой процесс, связанный с оборотом ресурсов,
должен оцениваться с точки зрения эффективности, то есть элементарного
соотношения вложенных затрат и полученного результата. Если подойти к проблеме
информатизации в школе с этой точки зрения, сразу же выявляются весьма
значительные проблемы.
В современных условиях модернизации и
интенсивного развития инновационной экономики конкурентоспособность выпускника
российской системы образования как на национальном, так и на глобальном рынке
труда определяется его умением мыслить и действовать самостоятельно, делать
собственный выбор и нести за него ответственность, решать нетрадиционные
задачи, используя приобретаемый опыт. Для формирования данных умений
необходимо, чтобы учащиеся уже в школе начали осваивать те навыки и технологии,
с которыми они обязательно столкнутся в своей будущей профессиональной
деятельности. В этих условиях существенно трансформируется понимание
электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – они становятся необходимой
составляющей для получения новых образовательных результатов, зафиксированных в
образовательных стандартах нового поколения, которые делают особый акцент на
развитие компетенций учащихся.
Методические и технологические основы для создания электронных
образовательных Интернет-ресурсов нового поколения были заложены еще в 2009 г.г. в рамках реализации
Федеральной целевой программы развития образования и проекта «Информатизация
системы образования». Все разработанные ресурсы содержатся в Федеральной
системе информационно-образовательных ресурсов:
http://www.digital-edu.ru/fcior.
Система включает в себя:
ресурсы Единой коллекции (http://school-collection.edu.ru);
ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов
(ФЦИОР – http://fcior.edu.ru);
ресурсы 9 базовых образовательных порталов по различным направлениям
образования – http://www.edu.ru.
Единая коллекция содержит более 111 000 образовательных и
социокультурных ресурсов, а ФЦИОР включает в себя 19 284 ресурсов, в том числе:
основное общее образование – 7 030;
среднее (полное) общее образование – 4 315;
начальное профессиональное образование – 4 083;
среднее профессиональное образование – 3 856.
Подавляющее
большинство предметных областей школьной программы обеспечены ЭОРами и
учебно-методическими материалами, правда далеко не все они способствуют
внедрению активно-деятельстного и практико-ориентируемого обучения и пока
недостаточно эффективно используются в образовательном процессе школ.
Поднимается проблема эффективности
применения ЭОР. Исследуется структура учебного процесса и на ее основе
формулируется требование к ЭОР о полноте обеспечения учебного процесса.
Как известно индивидуальный опыт в виде
знаний, умений и навыков приобретается учащимися в процессе учения. Причем, в
отличие от процесса научения – свойства бессознательного приобретения
индивидуального опыта объектами живой природы, учение может состояться только
при наличии сознательных индивидуальных действий учащегося, направленных на
приобретение ЗУН. При этом, как правило, выделяются три элемента структуры
учебной деятельности: мотивирование, предъявление/прием информации и
закрепление.
Мотивирование является необходимой
составляющей учебного процесса, поскольку призвано привести в действие
собственные усилия учащегося, без которых невозможен процесс учения.
Результатом процесса мотивирования является желание (даже стремление) учащегося
сознательно приобрести компетенции по изучаемой теме (предмету).
Предъявление/прием – две стороны элемента учебной деятельности, в результате
которого материал, предъявленный в том или ином виде (в том числе
опосредованно, например, через ЭОР) учителем, оказывается собственными усилиями
воспринятым (принятым) учащимся. Закрепление – процесс преобразования
воспринятого материала в приобретенные знания, умения, навыки. Эти три процесса
происходят последовательно. При этом учитель каждый раз убеждается (или, по
крайней мере, должен убедиться) в достижении результата по каждому из указанных
процессов с тем, чтобы иметь обоснованную возможность перейти к следующему
процессу. Если мотивирование не состоялось, то пострадает восприятие. Если нет
восприятия, то невозможно закрепление.
Проведенные исследования свидетельствует о том, что использование
ЭОР в школах способствует повышению качества обучения за счет современных
возможностей для:
предъявления учебной информации, в том числе демонстрации объектов,
явлений и процессов;
информационно-справочного обеспечения всех видов занятий;
моделирования объектов, явлений и процессов;
поддержки самостоятельной учебной работы, активно-деятельностных
форм обучения;
тренажа навыков и умений различного характера, решения задач;
контроля и оценки знаний учащихся и др.
Вместе с тем, можно констатировать, что:
имеющиеся ЭОР и технологии их использования в большей степени
ориентированы на учителя; в подавляющем большинстве случаев ЭОР используются
при организации фронтальной работы на уроке;
для организации индивидуальной работы учащихся с ЭОР в школе
требуется организация специализированных рабочих мест; даже при наличии
домашних компьютеров школьники чрезвычайно редко используют ЭОР в процессе
самоподготовки.
Существующие в настоящее время ЭОР (в
тех случаях, когда они направлены на приобретение учащимися ЗУН) в лучшем
случае обеспечивают предъявление материала и/или его закрепление. В случае
закрепления, как правило, существует зачаточный контроль в виде статистики
решенных/нерешенных задач. Остальные элементы учебного процесса, не
обеспеченные ЭОР, обеспечиваются учителем самостоятельно. Поскольку ни один из
трех процессов не обеспечивается существующими ЭОР полностью, покажем на
примере процесса предъявления/приема, что означает обеспечение процесса
полностью.
1.
ЭОР должен содержать средства идентификации учащегося.
2. ЭОР должен содержать входной контроль
– проверку наличия ЗУН, необходимых для восприятия материала ЭОР.
3.
ЭОР должен содержать весь материал, который должен стать предметом
закрепления в ЗУН.
4.
ЭОР должен содержать дополнительный материал, по крайней мере, двух
дополнительных уровней подробности для реализации мотивированности учащихся.
5.
ЭОР должен содержать ссылки, отправляющие мотивированных и
заинтересованных материалом учащихся к иным, более подробным источникам.
6.
ЭОР должен содержать средства обратной связи для измерения восприятия
учащимся материала.
7.
ЭОР должен содержать метрику, оценивающую уровень восприятия учащимися
материала всего ЭОР и отдельных его частей.
8.
ЭОР должен содержать средства, направляющие учащегося на повторную
работу с не воспринятым (или недостаточно воспринятым, в соответствии с
существующей метрикой) материалом.
9.
ЭОР должен содержать и накапливать статистику работы каждого учащегося с
тем, чтобы работы с ЭОР не приводили к потерям информации и/или положения
учащегося в материале ЭОР.
10.ЭОР должен содержать средства
передачи учителю отчета о достигнутом учащимся уровне восприятия материала ЭОР.
Следует отметить, что автор Электронных образовательных ресурсов ни в
малейшей степени не озабочен временем, отводимым учебными планами на ту или
иную тему. Также автора не интересуют САНПИНовские нормы работы за компьютером.
Речь идет исключительно о содержании эффективных ЭОР. Чтобы получить учебный
эффект, необходимо, чтобы ЭОРы обеспечивали элементы структуры учебного
процесса полностью (в указанном выше смысле). Если это невозможно, либо по
санитарным, либо по временным (плановым) ограничениям, то ставить вопрос о
получении эффекта от применения ЭОР бессмысленно. Ведь по себе создание
достаточного количества ЭОР нового поколения еще недостаточно для решения
инновационных задач, стоящих перед системой образования.
Литература:
1.
А.А. Федосеев. К вопросу о недостаточном использовании электронных
образовательных ресурсов. Материалы третьей международной научно-практической
конференции «Электронная Казань 2011». Казань, ЮНИВЕРСУМ, 2011, с. 125-127
2.
С.А. Христочевский. Почему использование ИКТ в образовании до сих пор не
приводит к повышению качества образования. Материалы XXII Международной
конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, ЦНПТ, МОО фонд
новых технологий в образовании «Байтик», 2011, с. 208-209.
3.
Б.Б. Айсмонтас. Педагогическая психология. Электронный учебник.
http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html
4.
Т.В. Габай. Педагогическая психология. Учебное пособие. 2008. 240c
Интернет-ссылки:
- Документы и материалы деятельности Федерального агентства по образованию за период 2004 – 2010 гг.
- Единая коллекция ЦОР
- Интернте-педсовет ( Мнения учителей)
- Федеральный банк ЭОР
- Федеральные образовательные ресурсы для общего образования
- Республиканский мультимедиа центр
- Мастер-класс "Цифровые образовательные ресурсы"
- Экспертиза цифровых образовательных ресурсов (итоги акции)
- Общие требования к цифровым образовательным ресурсам
- Цифровые ресурсы
Комментариев нет:
Отправить комментарий