«Трудности адаптации пятиклассника к школе»
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби.
Задачи:
1. Познакомить
родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.
2. Предложить
практические советы по адаптации ребенка к школе.
Основные
вопросы для обсуждения:
1. Физиологические
и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Система
взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
3. Родительский
практикум по проблеме.
Ход собрания.
Переход
ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства –
стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая
система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие
новые дисциплины.
Одни
пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный
процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них
затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то
причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как
результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми,
неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Каковы
же причины плохой адаптации в 5 классе?
1. Разные
требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и
выполнять.
2. Большой
поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника
пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении
непонятных слов у взрослых.
3. Чувство
одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не
удается уделить всем необходимое внимание.
Все
переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому
родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом
периоде их школьной жизни.
Игра
«Корзина чувств».
Уважаемые
мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые
разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать
человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в
вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше
существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас
переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе,
и назовите это чувство.
Родители
называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое
задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным
обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Обсуждение
вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации уч-ся к
школе».
Психолог
обращает внимание родителей на следующие моменты:
ü изменение
режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и
умственной нагрузки;
ü быстрое
физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
ü изменения
в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации
для родителей.
· Необходимость
смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной
активности детей между выполнением домашних заданий.
· Наблюдение
родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового
режима.
· Предупреждение
близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
· Обязательное
введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного
питания ребенка.
· Забота
родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности,
создание в доме спортивного уголка.
· Воспитание
самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Обсуждение
вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению и
условии их успешного преодоления».
Анализ
диагностики уч-ся «Адаптация».
Рекомендации
для родителей.
· Обязательное
проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню.
Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
· Обязательное
знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
· Недопустимость
физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в
присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
· Учет
темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и
малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему
интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и
жестокость.
· Предоставление
ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля
за его учебной деятельностью.
· Поощрение
ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
· Развитие
самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный
педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила,
которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни
среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям
необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к
взрослой жизни.
· Не
отнимай чужого, но и свое не отдавай.
· Попросили
– дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
· Не
дерись без причины.
· Зовут
играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
· Играй
честно, не подводи своих товарищей.
· Не
дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не
проси.
· Будь
внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
· Из-за
отметок не плачь, будь гордым.
· С
учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и
думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
· Не
ябедничай и не наговаривай ни на кого.
· Старайся
быть аккуратным.
· Почаще
говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
· Помни!
Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя,
родителей, учителей, друзей!
Очень
хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на
видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него
получается выполнять, а какие – нет, и почему.
Анкетирование
родителей.
Уважаемые
родители! Ваш ребенок учится в 5 классе уже месяц. Какие –то трудные моменты в
его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю.
Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку
быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.
1. Какие
учебные предметы даются вашему ребенку легко?
2. По
каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
3. С
чем это, по вашему мнению, связано?
4. Какая
помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного
руководителя?
5. Что
бы вы хотели посоветовать учителю – предметнику в организации общения с вашим
ребенком на уроке?
Комментариев нет:
Отправить комментарий