Добро пожаловать на сайт!

пятница, 17 марта 2017 г.

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

«Трудности адаптации пятиклассника к школе»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби.

Задачи:

1.                      Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.
2.                      Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Основные вопросы для обсуждения:

1.      Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2.      Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
3.      Родительский практикум по проблеме.

Ход собрания.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?

1.      Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
2.      Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3.      Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Игра «Корзина чувств».

Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации уч-ся к школе».

Психолог обращает внимание родителей на следующие моменты:

ü      изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
ü      быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
ü      изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей.

·       Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
·       Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
·       Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
·       Обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
·       Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка.
·       Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению и условии их успешного преодоления».

Анализ диагностики уч-ся «Адаптация».

Рекомендации для родителей.

·       Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
·       Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
·           Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
·       Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.
·       Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
·       Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
·        Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности  ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

·        Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
·        Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
·        Не дерись без причины.
·        Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
·        Играй честно, не подводи своих товарищей.
·        Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
·        Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
·        Из-за отметок не плачь, будь гордым.
·        С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
·        Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
·        Старайся быть аккуратным.
·        Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
·        Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.

Анкетирование родителей.

Уважаемые родители! Ваш ребенок учится в 5 классе уже месяц. Какие –то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.

1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
2.      По каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
3.      С чем это, по вашему мнению, связано?
4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю – предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Комментариев нет:

Отправить комментарий